Дополнительные материалы о спектакле.
Часы-барометр на Малой Конюшенной — это одна метеорологических станций, устанавливавшихся во второй половине XIX — начале XX века. Они были созданы, чтобы оповещать петербуржцев о времени и погоде, в частности, о температуре, давлении и влажности воздуха. Данные записывались специальным устройством внутри. Оболочку станции создал знаменитый архитектор Николай Лансере, приходившийся родственником знаменитой династии художников Бенуа.
Часы-барометр были установлены в 1914 году, однако простояли только до 1930-х, когда их отправили на Елагин остров в Центральный парк культуры и отдыха имени С.М.Кирова. И только в 1997 году часы отреставрировали и вернули на Малую Конюшенную улицу.
Этот гид был составлен специально для тех, кому интересно узнать больше исторических фактов о достопримечательностях, встретившихся во время спектакля «SOMNUM. Ментальное кино о Петербурге»
1
«Часы Лансере» — барометр на Малой Конюшенной
2
Школа «Петришуле»
Школа считается первой в Петербурге. Упоминание о ней возникает в письме 1709 года Петру I от его сподвижника, вице-адмирала, голландца Корнелиуса Крюйса. В здание на Малой Конюшенной она переехала в 1764 году. Она называлась «St. Petri-Schule», или «Школа Святого Петра», пока революция не заставила сменить название и отказаться от преподавания на немецком языке.
На протяжении XX века школа прошла через многие бури. Меняя педагогов, учебные планы и направления, она все равно держала высокую планку. Сохранилось документальное свидетельство английского писателя Герберта Уэллса, приезжавшего в Россию в 1920 году: в книге «Россия во мгле» он написал о том, что школа по качеству преподавания мало отличается от английских учебных заведений.
Выпускниками школы в разные годы были архитекторы Карл Росси и Николай Бенуа, композитор Модест Мусоргский; врачи — Пётр Лесгафт и Карл Раухфус, декабрист генерал-майор Михаил Фонвизин, адмиралы — Павел Чичагов, Аксель Берг, Людвиг Кербер и другие…
Название собора связано не с Казанью, а со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, считающейся покровительницей дома Романовых, русских императоров. Ее привезли в Петербург в 1737 за день до освящения церкви Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшей на месте будущего Казанского собора.

Идея построить на месте церкви храм, превосходящий собор Святого Петра в Ватикане, принадлежала Павлу I. После неудачного конкурса, в котором участвовали ведущие архитекторы Кваренги, Камерон, Гонзаго и другие, автором проекта после долгих перипетий стал молодой выходец из крепостных, зодчий Андрей Воронихин. В строительстве собора участвовали только русские специалисты.

Казанский собор часто называют музеем российского природного камня: в его строительстве использовались карельский мрамор, порфир, яшма, розовый гранит и известковый туф из Гатчины, похожий на итальянский травертино.

Сразу после постройки в 1811 году собор стал музеем воинской славы: именно сюда свозились трофеи, полученные в ходе Отечественной войны 1812 года. Здесь был похоронен главнокомандующий Михаил Кутузов.

После революции собор стал музеем истории религии и атеизма, и благодаря этому удалось сохранить много христианских святынь. На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.

Богослужения стали снова проводиться в соборе только в 1991, а в 2000 он был возвращен в лоно Российской православной церкви. Сейчас он объединяет в себе и музей, и действующий храм.
3
Казанский собор
4
Памятник Гоголю на Малой Конюшенной
Идея создать памятник Николаю Гоголю возникла в 1952 году, к столетию писателя. Закладной камень установили на Манежной площади, однако ни один из проектов, представленных на конкурс, властям не понравился. И только в 1996 году, когда Малая Конюшенная стала пешеходной улицей, идея нашла свое воплощение. Авторами памятника стали скульптор Михаил Белов и архитектор Владимир Васильковский. Деньги на установку памятника были предоставлены бизнесменами девяностых: их имена указаны на камне.
Это здание обладает сразу тремя адресами: набережная канала Грибоедова, 9, Малая Конюшенная улица, 4/2, Чебоксарский переулок, 2. Изначально земля принадлежала Придворному конюшенному ведомству, здесь располагались хозяйственные постройки. Здание стало похожим на нынешнее после перестройки в 1838—1851 годах архитектором Конюшенной конторы Александром Буржуа, однако долгое время было трехэтажным. В разное время тут размещались лазарет для лошадей, придворный музыкальный хор, в советское время — государственный симфонический оркестр.

Еще до революции был разработан проект надстройки двух этажей для размещения хора, однако реализовано это было только в 1930-х годах для писательского жилищного кооператива. Из-за технических проблем потолки оказались низкими, коридоры тесными, что искупалось фантастическим видом на канал Грибоедова. Благодаря этому дом получил прозвище «писательский небоскреб». Из-за небольшой высоты здания над этим часто смеялись и называли здание «писательский недоскреб».

Здесь жили писатели Михаил Зощенко (в его квартире открыт музей), Евгений Шварц, поэты Всеволод Рождественский и Николай Олейников, во время блокады укрывалась Анна Ахматова.
5
Писательский небоскреб
6
Канал Грибоедова
Канал создавался постепенно и вырос из речки Кривуши (или «Глухой речки»). Она брала свое начало из болотной трясины, располагавшейся между Конюшенной и площадью искусств. Поначалу землю на ее берегах отдавали служащим морского ведомства с обязательством облагородить берег. В 1739 году речку соединили с Мойкой, позже углубили дно. В царствие Екатерины II канал назвали Екатерининским. Революция внесла свою лепту в изменение названия: с 1923 года каналу дали имя писателя Грибоедова, поскольку он жил в одном из домов на набережной. Переименовывать канал в 1990-е не стали.
Статья дополняется...
Made on
Tilda